Pblasphemer

21.04.2012

Людвиг Ван Бетховен. Часть 158

Рубрика: Людвиг Ван Бетховен — aaa @ 01:38

Хотя, как уже сказано, соната и симфония обнаруживают теснейшее формальное родство, что способствовало широкому распространению взгляда на симфонию как на сонату, положенную на оркестр, это отнюдь не означает тождества обеих форм. Симфония в период своего исторического расцвета шла своим путем, не испытывая скольконибудь значительного давления со стороны многочисленных камерных сонат для различных инструментальных составов. Имело место сильнейшее влияние обратного порядка — симфонии на сонату, доказательством чего служит творчество Бетховена.

В 20е годы нашего столетия раздавались голоса утверждавшие, что сонатная форма приводит к механизации творческого процесса. Этим утверждениям противостоит вся музыкальная практика за двести лет существования симфонии. Всякие попытки доказать «большую диалектичность» других форм, например фуги, явно не удались. Сонатная форма настолько облюбована величайшими симфонистами Бетховеном и Чайковским, что они и не пытались заменить ее новой формой, более высоко организованной. И в наши дни сонатно-симфонический цикл доказывает свою жизненность не в качестве удобной рассудочной схемы: он сохраняет все драматургическое значение в таких, например, произведениях, как пятая симфония Шостаковича, двадцать седьмая Мясковского.

Великие симфонисты прошлого с Бетховеном и Чайковским во главе, а также выдающиеся создатели современных симфоний рассматривали и рассматривают эту форму не как нечто раз навсегда установленное, а как исходный пункт для борьбы за новое слово в музыке.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer