Pblasphemer

21.04.2012

Людвиг Ван Бетховен. Часть 156

Рубрика: Людвиг Ван Бетховен — aaa @ 01:38

О выразительных средствах оркестра хорошо сказал А. Н. Серов:

«Пению, голосу, теперь стоит только намекнуть; оркестр своими могучими средствами уже дорисует все, что происходит в душе человеческой, хотя бы это было негодование Эсхилова «Прометея», или, в другую сторону, оркестр может вдруг уменьшиться до микроскопическитонкого царства Шекспировой феи Маб, до слезинки на ресницах ребенка, до колыханья лепестков розы…»2

Указанные особенности симфонического оркестра вполне достаточны, чтобы определить симфоническую музыку как самое мощное и богатое разнообразными возможностями «орудие музыкального воздействия» на широкие слушательские массы.

В представлении большинства понятие «симфонизм» отожествляется с качествами и свойствами оркестровой музыки вообще. Игра разнообразнейших тембров, сила контрастов оркестровых масс, мощь оркестрового звучания — одним словом, все то, что делает оркестр в продолжение веков мерилом внешней яркости и внутренней конфликтности,— указывает на тесную связь симфонизма с оркестровым звучанием. Однако нельзя на этом основании приписывать названным двум понятиям полную тождественность.

Недаром Шуман назвал свой замечательный цикл вариаций для фортепиано «Симфоническими этюдами». Данное название указывает на наличие принципа симфонизма в этом цикле, несмотря на то, что он написан для фортепиано соло, без участия оркестра. Ту же картину мы наблюдаем во многих фортепианных произведениях Бетховена, например в сонате «Аппассионата», ор! 57, вариациях ор. 35 и в ряде других камерных сочинений. Строго говоря, симфонизм как принцип присутствует в большинстве произведений великого немецкого композитора, к какому бы жанру они ни принадлежали.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer