Pblasphemer

12.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 28

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 00:26

О РОЛИ ЗВУКОВОГО ВООБРАЖЕНИЯ

В музыке вообще происходит много такого, чего нельзя услышать и что нужно воображать. Понимающие слушатели заменяют эту утрату силой своего воображения. Эти слушатели и есть те, которым мы должны стремиться понравиться.

Ф. 9. Бах

Так как мы слушаем музыку не бездушным регистрирующим аппаратом, а участвуем в ней живым воображением, кажущаяся объективной истина часто является иллюзорной, а иллюзия — художественной правдой. Иллюзия, т. е. впечатление в данном случае,— единственный подлинно объективный критерий, на него ориентируется создание звучащего организма, а не на теоретическую абстракцию.

Одна из условностей нашего восприятия заключается в том, что воображение часто подсказывает нам длительность звука там, где он физически угасает.

Длинную ноту мелодии (по своему значению, но не по акустическим возможностям) могут удержать в нашем воображении и сопровождающий ее аккорд, и бас, и даже проходящие в музыке иные события.

В средней части ноктюрна Шопена c-moll мелодия верхнего голоса хорала реально звучит только в нижнем регистре первой октавы. Забираясь, однако, во вторую октаву и выше, она поддерживается в нашем воображении только широко развернутым на три октавы гармоническим звучанием арпеджио.

В рр и р, при минимальной силе удара, эта гармоническая волна, на гребнях которой вспыхивают мелодические точки, создает впечатление непрерывно льющейся мелодии и покоя. Но в дальнейшем, на f, при подчеркнутой ударности начал резкость угасания

мелодических нот, длящихся полтакта, разбила бы плавность линии, если бы не неожиданная поддержка со стороны — вступление хроматических триолей. Эти учетверенные унисоны в другом регистре, имеющие иной эмоциональный облик, прямо противоречащий хоралу, однако, удивительным образом длят мелодические аккорды, несмотря на то, что акустически полностью их уничтожают.

Crescendo хроматических октав как будто раздувает и самую мелодию. Но для этого необходимо удерживать одну педаль на каждый аккорд. При смене педали иллюзия мгновенно рассеивается. При смелом crescendo октав- это абсолютно «безопасно».

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer