Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 7

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 11:22

ГРУППЕТТО

Группетто — украшение из 4-х нот, обозначается знаком ~ или выписывается маленькими нотками. Оно пишется или над нотой или между двумя нотами. Если группетто стоит над устойчивой нотой, как в сонатах Моцарта для скрипки и фортепиано g-inoll (I) и B-dur (II), оно является усложненным длинным

форшлагом, как бы разновидностью гармонического задержания, ударение падает на первую ноту украшения, устремленного в ноту. Если же эта основная нота — звено мелодической

линии, группетто плавно переходит в следующую ноту, заполняя ровными долями длительность основной ноты.

В некоторых случаях группетто, написанное над нотой, играется перед ней. Например, в сонате Бетховена № 6 во второй части (пример 40) украшение мягко предваряет затактовые восьмые, чтобы не нарушить плавности движения.

Группетто, написанное между нотами, начинается раньше или позже в зависимости от характера музыки, от него же зависит и его быстрота. В плавном течении мелодии его лучше начинать не на половине длительности первой ноты, а несколько позже, чтобы не создавать нового ритмического упора. После длинной ноты оно играется значительно позже и при оживленном темпе иногда вместе с первой мелодической нотой превращается.

Группетто, встречающееся при пунктированном ритме, представляет особый вид и подчиняется определенным законам. Оно состоит из четырех нот неодинаковой длительности, так как возвращение основной ноты на четвертой ноте украшения образует остановку движения на половине общей длительности предшествующей основной поты. Обычно его играют так.

Но старинные авторы не удовлетворяются таким исполнением. В таблице Ф. Э. Баха оно расшифровывается таким образом.

Другими словами, Бах предлагает сохранить пунктированный ритм, превращая шестнадцатую в шестьдесят четвертую. Этому не следует удивляться. Старинные авторы уделяли пунктированному ритму особое внимание. Так Кванц говорит, что пунктированный ритм — восьмая с точкой — даже в Adagio должен исполняться энергично, а именно. восьмая — возможно длиннее, шестнадцатая — возможно короче, иначе он звучит недостаточно дерзко (frech), а вяло, хромо (lahm). Лёлейн предлагает такое исполнение.

Это не должно нас удивлять. Ведь, например, прелюдию Баха g-moll W. К. (II)

никто не станет исполнять арифметически точным ритмом. Муджеллини предлагает шестьдесят четвертую вместо тридцать второй. Но и это уточнение условно. Во все века и в наше время

исполнение пунктированного ритма не укладывалось в прокрустово ложе голого метра.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer