Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 3

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 10:46

О ДЛИННОМ ФОРШЛАГЕ

Кванц, флейтист Фридриха Великого (XVIII в.), приводя пример мелодии из трех нот (пример 1), говорит, что в таком виде она зпучит простовато (simpel), и предлагает ввести промежуточные ноты — длинные форшлаги (пример 1а). Они не только связывают терции, но являются диссонансами. Длинные форшлаги играются на относительно сильной доле и разрешаются в главную ноту (пример 16). Ф. Э. Бах предлагает такое их исполнение (пример 1в).

Кванц говорит. «Диссонансы выражают страсти (leiden-schaften), консонансы их успокаивают, поэтому разрешение следует играть тише». В этом главный смысл длинного форшлага.

В трехдольном размере форшлагу отводится две трети длительности главной ноты. Например, в сонате F-dur Моцарта следующую фразу нужно исполнять так.

Л в его Рондо D-dur, веселом, грациозно-задорном, уместнее иное исполнение (пример 3).

Когда у Леопольда Моцарта (отца Вольфганга) спросили, для чего форшлаги пишутся мелким шрифтом, он ответил. «Если написать крупную ноту, то исполнитель может прибавить к ней еще один форшлаг, и тогда может получиться вместо диссонанса консонанс» (нота, входящая в гармонию). Поэтому перед септимой форшлаг всегда короткий.

В этом случае длинный форшлаг явился бы октаным удвоением Лисп и придал бы мелодии более плоское звучание.

И старину форшлагами назывались не только маленькие потки, но и имеющие значение гармонического задержания вспомогательные секунды сверху и снизу. Они часто вписывались текст нормальным шрифтом.

Задержания, создающие некий гармонический конфликт, придают музыке остроту, большую драматическую выразительность. Их значение не утратилось и позднее. У Шопена они пронизывают музыку.

Старинные авторы говорили, что подобные задержания делают мелодию певучей.

В них заключен «выразительный центр» фразы. Чтобы играть Шопена, необходимо вслушиваться в эти «форшлаги», присутствующие даже в быстрых, часто скрыто полифонических пассажах (пример 11). При исполнении неизбежно оттеняются эти задержания, то проходящие плавно (пример 12), то драматически заостренные (пример 13).

В чем же отличие форшлагов, написанных мелким шрифтом, от вписанных в текст, и существует ли это отличие? Думается, что оно существует, но не всегда. В сонате B-dur Моцарта первая нота — длинный форшлаг, затем в начале следующего такта другой длинный форшлаг вписан в текст (см. пример 5). Этот второй продолжает мелодию, вливается в нее, в то время как первый начинает ос, в нем заключена энергия, он рождается из молчания и привлекает внимание слушателя, он требует акцента.

В сонате Бетховена № 7 мы встречаем длинные форшлаги.

Некоторые исполнители странным образом играют их коротко. Эту ошибку разделяет в своей книге о сонатах Бетховена и Крем-лев 1. Между тем, эти четыре ноты — лейтмотив всей первой части, только в уменьшении. В начале первой части первая нота, затактовая, соединена со следующей (началом такта) лигой, придающей ей весомость, значение атаки последующего стаккатного хода.

Та же атака и в восьмых примера 15. Видимо, поэтому Бетховен сознательно прибегает к мелкому написанию форшлага. Гот же тетрахорд в примере 14г пишется нормальным шрифтом, так как плавно вливается в общий ход мелодии.

Вероятно, в старину первое соль начала си-минорной сонаты Шопена написали бы мелким шрифтом.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer