Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 14

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 12:09

ШУБЕРТ

Музыкальные моменты ор. 94 № 1 C-dur

Пасторально-безмятежный характер этого Момента требует оживленного, но неторопливого темпа и ритма. Звучность прозрачная и ясная в перекличке и унисонах главной темы (как пастушьи рога в горах), тронутая педальной краской тут и там — на выдержанных нотах, на динамических взлетах. После мимолетно взволнованного ми минора возвращение темы, как в отдалении, пианиссимо несколько затушевано очень слабо нажатой, но более продолжительной педалью.

После ритмически оживленного диалога средняя часть в строгом, почти хоральном движении мелодии аккордами, иногда изложенными триолями, иногда унисоном обеих рук. (Изложение, восходящее к побочной партии I части сонаты ор. 53 Бетховена i нашедшее развитие, например, в Концерте Шумана.) Звучность здесь слитно-гармоническая, педаль на каждую гармонию. Аккордовые последовательности в строгом движении четвертей щесь (пример 81) не слигованы, звучат как засурдиненные (алторны, не требуют пальцевой связности. Наоборот, лучше I этих случаях класть мягко всю руку, не выделяя верхний олос, опираясь на глубокий тембр нижних нот. Ответы октавой 1ыше легато.

Лирическая проникновенность этого «Момента», говорящие интонации, поразительные модуляции ставят его в ряд вдохно-веннейших творений Шуберта. Сохранить нежную певучесть в движении целыми аккордами в пунктированном ритме — нелегкая задача. Скользящая аппликатура (5—5) пластичнее, чем вызывающее известную напряженность в руке легато (5—4).

Ритм не носит, как и в предыдущем «Моменте», энергически-волевого характера, присущего ему зачастую (вспомним Жигу c-moll из Французской сюиты Баха, Скерцо из Девятой симфонии Бетховена). Он скорее напоминает ритм первого звена сицилианы, как в Andante из Концерта d-moll Моцарта или его же Adagio из Сонаты F-dur, с которым эта пьеса имеет и более глубокое сходство. та же светотень скорби и надежды, минора и мажора, те же вопросительные обороты.

Мелодия здесь не песенного характера. Это скорее всего внутренний (мысленный) диалог. Задумчивые остановки — точно вслушивания в прозвучавший вопрос, лучше их передержать, чем недодержать. (Каждый следующий вопрос точно неожиданная импровизация.) Средний раздел — скорбная песнь, при вторичном появлении — протестующе-скорбная. Снова вопросительные интонации и окончание на неразрешенном вопросе. Штрихи в левой руке не означают отрывистого стаккато первой ноты триоли. Это — разделение аккомпанирующей фактуры как бы на два инструмента, при этом первая из двух слигованных нот получает агогический и динамический перевес над третьей в группе. Здесь снова, как в Экспромте c-moll (соч. 90, № 1),— скрытая мелодия среднего голоса в аккомпанементе. Сначала он дублирует основной голос, потом расходится с ним. Педаль — гармоническая. Как и средний раздел в Экспромте As-dur, этот «Момент» словно бы приоткрывает душевный мир самого Шуберта — его бездонную печаль и стремление к свету, покорность и протест.

№ 3 f-moll

Необычайная популярность этого «Момента» не может убить неувядаемой прелести этой совершеннейшей миниатюры. Мягкий лирический юмор, шутка всерьез.

JMs 4 eis-moll

Темп этого «Момента» Moderato, не Allegro и даже не Allegretto. Это не изящная безделушка, а глубоко поэтическое по содержанию лирическое произведение. Гармоническая фактура в первых четырех тактах повторяет тему среднего раздела Экспромта As-dur1. Шуберт не выделяет верхние ноты каждого из ломаных аккордов, составляющих тему. Именно это, и то, что она проходит почти неуклонно на самом слабом времени, придает ей зыбкий, колеблющийся характер. Это не взволнованная жалоба Экспромта, а скорее тень ее, отблеск. Недопустимы акценты на нотах темы, но тонкая интонация в соединении их, плывущая над гармоническими переливами, паутипка слитной живой мелодии — главный нерв этого тончайшего произведения.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer