Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 13

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 12:06

ШУБЕРТ

Экспромты ор. 90 № 1 c-moll (отдельные замечания)

1. Появляющиеся в 5-м такте аккорды противостоят первому изложению темы, как квартет деревянных духовых солирующей скрипке. Стаккато легкое, но суховатое, интонация менее гибкая, без излишней опоры на верхний голос, полноценно звучащая гармония. Обратить внимание на лиги, отмечающие длинные ноты, остальные голоса — стаккато.

2. В третьем и четвертом проведениях соотношение двух инструментальных красочных групп остается, но теперь это tutti, а не соло, потому р, а не pp. Ответная фраза f и ff требует короткой педали.

3. Снова без педали, чтобы оттенить мягкое звучание второй темы, здесь необходимо услышать тонкое многоголосие. Бас образует как бы второй голос к мелодии (пример 79). В то же время на выдержанных крайних голосах средний голос плетет свою мелодию (пример 80), а затем дублирует верхний голос.

4. Педаль на каждую четверть. Не соединять гармонической педалью мелодический ход в басу.

5. Последний мотив второй темы отделен лигой и нюансом рр — как затухающий рефрен.

6. Растворенная звучность. Педаль неполная гармоническая.

7. Выразительное равноправие мелодии и противостоящих синкоп в правой руке (g-moll).

8. Октаву в левой руке лучше взять чуть-чуть позже, как запаздывающие валторны.

№ 2 Es-dur

Allegro. Не очень быстро. Пассажи написаны восьмыми, должны звучать не блестяще, а текуче, гибко. Серьезная энергия четвертей средней части также исключает слишком быстрый темп.

Динамические знаки поставлены автором скупо, в общих чертах отражая естественную интонацию, яркость взлетов, упор на вводный тон в басу. Динамическая тонкость исполнения не укладывается в точные нюансы. Важно почувствовать мелодическое значение пассажей, иногда гармонически-подголосочное (es-moll и дальше), а но виртуозную направленность.

Контрастирующие противопоставления нюансов в средней части но имеют фактурного фундамента, но сохраняют чрезвычайно выразительную своеобразную диалогичность исполнения. Решительность и сомнение сменяют друг друга, подчеркивая трепетность, напряженность середины по сравнению с ласково журчащими крайними частями.

В конце, при возвращении средней темы, после FF в h-moll хочется ответный es-moll также противопоставить динамически (то есть piano).

Слитно-текучая звучность крайних частей требует непрерывной смены неглубоко нажатой педали, драматическое произнесение средней — обязательных педальных пауз, четких гармонических синкоп. Этому помогает строго-связная аппликатура четвертей (3—4—5) в обеих руках.

№ 3 Ges-dur

Этот экспромт, издаваемый до сих пор в G-dur, написан Шубертом в Ges-dur в ритме 4/2. Некоторые издатели в прошлом произвольно изменяли тональность и ритм, убоявшись количества знаков. Это нарушило логику тонального движения. Естественный переход. 1-й экспромт — c-moll, 2-й — параллельный Es-dur, заканчивающийся в es-moll. отсюда снова параллельный Ges-dur и последний экспромт As-dur, начинающийся близким as-moll.

Alia breve следует мыслить по два такта. Устойчивой ритмической единицей здесь является такт, кратчайшим мотивным членением — два такта. Фраза же обнимает четыре такта, иногда шесть и восемь тактов (es-moll). Это необходимо сразу ощутить. Из-за своего написания экспромт может показаться длинным. Между тем длинное дыхание мелодии, охватывающее, например, с самого начала 16 тактов, естественно делит пьесу на несколько слитных, противостоящих друг другу эпизодов.

Несмотря на полностью связывающую гармоническую педаль мелодические четверти в правой руке следует стараться играть связными пальцами для достижения более пластичной, тонко управляемой линии. Динамические знаки проставлены автором естественно, с тончайшим вкусом.

Здесь, как во всех произведениях Шуберта, основная выразительность, особенно ритмическая, лежит в области вокально-импровизационной и не поддается точному учету.

№ 4 As-dur

Allegretto. Снова хочется предостеречь от слишком быстрого темпа, разрушающего грустную (нежную) задумчивость и особенно скорбно-трагическую глубину средней части этого удивительного произведения. Написанное в бесхитростной форме, в полушутливой фактуре, оно таит целый мир сменяющих друг друга чувств. Это точно исповедь души, открывающей свои надежды, гнетущие сомнения, бездонное отчаяние, просветленную веру в счастье (Cis-dur в средней части), упоенные .взлеты и жестокое возвращение к действительности. Интересно сходство основного мотива с мотивом Лакримозы Моцарта.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer