Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 12

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 12:03

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АНАЛИЗЫ И ЗАМЕЧАНИЯ БЕТХОВЕН

Соната № 7 ор. 10, D-dur (II, III и IV части) II часть надо начать так, чтобы уже первый аккорд был «в образе». Бетховен пишет Mesto, то есть скорбно. Мотивы здесь дактилические (ритм «раз—два—три»); последняя восьмая вытекает и ритмически и гармонически из предшествующей четверти, а не является затактом следующего мотива.

Необходимо обратить внимание на октавный форшлаг, появляющийся в первый раз в 9-м такте, хотя он приходится на сильное время, но играется быстро, это старинное правило, о котором говорил еще Леопольд Моцарт в своей книге1. Оно и понятно, ибо мелодический упор падает на верхнюю ноту.

Медленные части бетховенских сонат чаще всего начинаются с сильного времени, и строение это проводится последовательно. Хорей строже, объективнее ямба. В эпизоде — торжественный хорей. Начало репризы изложено более усложнение, вводный тон на 5-й восьмой как бы интерпретируется гармонически, в левой руке имитация мелодии. Это придаст музыке большую выразительность, значит, и исполнение должно быть выразительнее. — Кончился мажор (B-dur), надо дать передохнуть, а дальше снова скорбная мольба. Кода — большое крещендо, в котором необходимо рассчитать силу динамического нарастания.

III часть — менузт. Почтение четвертям! Композитор не случайно записывает свою мысль четвертями, а не восьмыми. Дирижер будет дирижировать «на три», но не «на раз». Отсюда темп — не слишком быстрый. Верхний голос — как бы солирующий кларнет, он должен быть проведен легато, но в манере звучания духового деревянного, не так напевно, на «верхней клавиатуре» . Не надо играть чересчур лирично. Тут — после скорбной лирики II части — свет, ласковый юмор. Не следует играть слишком грандиозным звуком. Скорее всего можно представить себе здесь звучание фагота, который не обладает такой силой.

IV часть — самая трудная, неуловимая. Это как бы повисающий в воздухе вопрос, то нерешительный, то нетерпеливый, то настойчивый. Эпизод в B-dur надо играть веселее и смелее. Он сходен по характеру с эпизодом B-dur в разработке I части. Весь финал пронизывает сердечность, ласковое нетерпение, мимолетное сомнение. В нем воплощена целая гамма интимных человеческих чувств, свет и тень. Это не философское раздумье.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer