Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 11

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 11:56

О БАРКАРОЛЕ ГЛИНКИ

Во всех известных мне редакциях Баркаролы Глинки смущало и вызывало удивление одно исполнительское указание. Первая мелодия — после короткого вступления — изложена так.

На половинах и четвертях поставлены ясные акценты. Между тем, эти ноты являются вторым голосом двухголосной песни, изложенной оригинальным и изящным образом. Первый же голос проходит в маленьких нотах. Насколько привлекательнее была бы версия.

Топкость и своеобразие фортепианного почерка Глинки не вполне оценены, его фортепианные пьесы являют необыкновенное богатство мысли и красок при внешне скромной фактуре (хотя бы волшебно-прекрасная Тарантелла).

Но почему понадобилось акцептировать второй голос, проходящий в регистре и без того более звучном — на этот вопрос я не находила никакого ответа, пока мне не посчастливилось недавно познакомиться с автографом Баркаролы, хранящимся в Институте театра и музыки в Ленинграде. В рукописи пленяет изящество, тонкость и четкость руки Глинки. Даже глазу она доставляет наслаждение. И что же оказалось? С не внушающей никаких сомнений ясностью, наглядностью, очевидно мелодия выглядит так.

То есть акцент поставлен на маленькой ноте, написан непосредственно под ней в стороне от крупной ноты, не над ней. Этим акцентом Глинка подчеркивает условность написания, двух-голосие и мелодическое преобладание верхнего голоса.

Как же могло случится, что редакторы не заметили очевидного намерения автора и, механически переставив значки, исказили смысл музыки? Если бы акцент вовсе был уничтожен, нормальное музыкальное ухо, может быть, все же верно истолковало бы эту музыку. Переставленные же акценты уводят в сторону от основной мелодии и заменяют ее подголосочной.

Баркарола Глинки часто играется в музыкальных училищах и школах, где естественным является доверие к исполнительским указаниям, приписываемым автору. Поэтому следовало бы переиздать Баркаролу отдельно, хотя бы потому, что каждое указание Глинки, несравненного гения, драгоценно, а, главное, чтобы восстановить, наконец, музыкальный смысл основной темы.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer