Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 10

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 11:37

ОСОБЕННОСТИ ФРАЗИРОВКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШОПЕНА

Фразировка в произведениях Шопена многогранна, разнообразна и часто выходит за рамки традиционных представлений. То новое, что вошло в фортепиано с музыкой Шопена. принципов вокального дыхания, использование длинных фраз, вливающихся непрерывно одна в другую, появление колоратурных пассажей, легких, прихотливо изгибающихся,— все нашло отражение в его фразировке. Наряду с детальной записью артикуляции, мелких лиг, всегда выражающих основные интонации музыкального образа, мы встречаем длинные лиги, охватывающие большие периоды музыкального развития. Они могут ввести в заблуждение своей кажущейся «эскизностью», за которой, якобы, кроется более раздельное их исполнение. Редакторы относятся подчас к ним с недоверием, считая их следствием небрежности либо автора, либо переписчиков. В действительности это не совсем так. Этому вопросу хотелось бы уделить внимание, тем более, что материал Фантазии дает достаточное основание для некоторых выводов.

В отличие от венских классиков, для Шопена не характерна расчлененность фраз. у него, как правило, конец одной фразы является началом следующей. Длинные лиги Шопена обусловлены широтой и протяженностью тем, их причудливыми изгибами и поворотами. Они как бы олицетворяют дыхание фразы, прерываясь лишь на кадансах, пли на модуляциях, или при смене фразы. Конечно, нельзя точно уложить их в схему, они подчинены творческой мысли автора, и именно поэтому имеют глубокий логический смысл.

К таким бесконечно льющимся темам можно отнести, например. побочную тему Сонаты h-moll, «парящую» мажорную тему Фантазии f-moll (такты 77—84), ноктюрн Des-dur и многое другое.

В ля-бемоль мажорной теме Фантазии модуляции, ряд секвенций определяют единство развития, непрерывно меняя окраску музыки. Характерно то, что лига не меняется автором при повторном проведении темы на октаву ниже, так как этот переход (такты 80—81) совершается путем слияния фраз.

Почти все редакторы так или иначе видоизменили фразировку автора. Некоторым, вероятно, сплошная лига показалась слишком обобщенной, а другие, возможно, сочли перерыв в лиге в такте 82 опечаткой. Как бы то ни было, а РШП1 дробит всю тему мелкими лигами, можно сказать, «лижками», которые лишают ее единства дыхания, полетности, романтической приподнятости. ПИ и ОР просто оставляют большую лигу, не снимая ее на паузах в тактах 78 и 82, как в А.

Та же идея музыкальной мысли большой протяженности лежит в основе фразировки заключительной маршеобразной темы (такты 127—142). Кстати, авторская лига начинается прямо с марша в 126 такте. В А нет смысловой связки и нет лиги между предыдущими аккордами и «заключительной» темой.

Короткая лига ПИ, РШ и ОИ, связывающая доминанту с тоникой в 125 такте, смещает начало заключительной темы с тоники (на сильной доле) на доминантовый аккорд {па синкопу). В результате нарушается ритмика заключительной.

Автор ставит одну большую лигу в верхнем голосе на фоне пунктированного аккомпанемента, не нарушая непрерывность действия. Благодаря отсутствию всяких указаний (кроме р), этот эпизод звучит строго и просто. Вызывает недоумение пестрота фразировки в РК, а за ней и в РШП. Дробление темы мелкими лигами на коротенькие попевки, к тому же начинающиеся каждый раз с синкопы и грубо подчеркивающие эту синкопироваиность, безусловно искажает замысел автора.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer