Pblasphemer

11.04.2012

Музыкальное исполнительство. Часть 1

Рубрика: Музыкальное исполнительство — oksana @ 10:13

Совмещение в одном человеке крупного музыкально-исполнительского таланта и выдающегосн музыкально-педагогического дарования — явление не частое. Однако еще более редким феноменом представляется единство перечисленных качеств с даром ведения углубленной научно-исследовательской и методической работы. Именно таким феноменом была заслуженная артистка, профессор Ленинградской консерватории Надежда Иосифовна Голубовская (1891 — 1975), на протяжении всей своей жизни в искусстве интенсивно и плодотворно сочетавшая артистическую, педагогическую и научную работу.

Для Голубовской это три сферы бытия в музыке были своего рода нерасторжимым триединым путем проникновения в творческие замыслы и свершения великих композиторов минувших и текущего столетий. Верное прочтение подлинного (а не зачастую произвольно «отредактированного») нотного текста их сочинений, постижение строя и логики их музыкально-образного мышления, раскрытие тончайших нюансов интонационно-ритмических и ладово-гармонических закономерностей Голубовская рассматривала как объективную, а потому единственно оправданную исходную основу исполнительской интерпретации. Благоговейное и бережное отношение к авторскому тексту (в широком понимании этого термина) требует от исполнителя, по мысли Голубовской, единства рефлексии и интуиции, рационального и эмоционального, продуманности и непосредственности. Подчинение авторскому замыслу открывает перед исполнителем широчайшие возможности проявлении своей творческой индивидуальности. Это положение — одно из краеугольных в эстетических принципах Н. И. Голубовской и, думается, именно оно (помимо ее природного влечения и разносторонности таланта) определило в ее музыкальной деятельности взаимопроникновение исполнительства, педагогики и научного поиска.

«Я учу, потому что играю. Если бы я не играла, то не считала бы возможным учить»,— говорила Надежда Иосифовна. Справедливо, ибо творческие открытия и прозрения, рождающиеся в исполнительской практике, являются во многом фундаментом обучения. Но последнее не может ограничиваться «показом» (пусть даже завораживающей силы воздействия!), необходимо вооружить ученика пониманием поставленных задач и методом их разрешения, иными словами, научить самостоятельности. Отсюда у Голубовской изысиання в области методики работы пианиста, тщательное изучение подлинных авторских текстов, что давало ей право делать далеко идущие творческие и эстетические выводы, во многом новаторская разработка сложнейших проблем педализации, исполнительского ритма, артикуляции, фразировки и многое другое. Отсюда же советы молодым исполнителям и исполнительские анализы рида произведений, несмотря на свою краткость, емкие по содержанию, затрагивающие вопросы стиля и формы, образно-поэтической сущности творений многих композиторов.

Характерная черта всех исследовательских и методических работ Голубовской — их ориентация на живую музыкальную практику. Их конечная цель — помочь музыкантам исполнителям (прежде всего пианистам) более полно и верно донести до слушателей сокровища музыкального искусства.

Далеко не все из литературного наследия Надежды Иосифовны было опубликовано при ее жизни. Поглощенная многогранным исполнительством (ее концертная деятельность в качестве пианистки-солистки, ансамблистки и клавесинистки отличалась чрезвычайной интенсивностью), погруженная в непрерывную педагогическую работу, она зачастую довольствовалась записью своих наблюдений, мыслей, открытий, не находя времени для их подготовки к печати. Результатами своих изысканий она постоянно делилась с учениками в классе, на открытых уроках, в многочисленных научных докладах и лекциях, а опубликование рукописей откладывала на некое гипотетическое более свободное время.

Данный сборник представляет лишь часть обширного и многожанрового музыкально-литературного наследия Н. И. Голубовской, включающего исследования, статьи, предисловия к составленным и отредактированным ею сборникам пьес старинных композиторов, доклады, обобщенное воспроизведение бесед учителя с учениками, записи ряда интерпретационных решений, заметки, рецензии, воспоминания, советы молодым исполнителим.

Большинство работ, вошедших в сборник, издается впервые. Ранее напечатанное «Искусство педализации», хотя и вышло в двух изданиях (1967; 1974), но уже давно стало библиографической редкостью.

Все работы Н. И. Голубовской написаны превосходным литературным языком, образным, ярким, порой отмеченным разговорными оборотами, которые воссоздают атмосферу непосредственной беседы, диалога, живого общения педагога с учеником. В этом плане в особенности характерны «Исполнительские анализы и замечания», а также «Советы молодому исполнителю». Диапазон возможного воздействия работ, представленных в сборнике, широк. Преподаватель музыкальной школы найдет в них ценнейшие советы и указания, которые могут стать направляющими в его дальнейшей педагогической работе. Музыкант высокого творческого уровня встретит в них глубокие и плодотворные мысли о музыке и фортепианном (шире — музыкальном) исполнительстве, к которым всегда интересно и полезно прислушаться.

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Powered by pblasphemer